
WhatsApp: +7 985 699‑94‑86
Telegram: @pp_consultant
или на info@play-partner.ru
17:15:31 - 04.10.2023
WhatsApp: +7 985 699‑94‑86
Telegram: @pp_consultant
04:37:54 - 25.09.2023
Гендерный исследователь и квир-феминистка Ольга Бурмакова предлагает по-новому взглянуть на причины и лечение вагинизма в XXI веке. Внимание, лонгрид!
Перед тем, как написать этот пост, я прочитала много разных источников на английском и на русском и поняла, что любая попытка составить что-то полное и подробное ни к чему хорошему не приведёт – информации о вагинизме много, она противоречива, а от уровня разных нормативностей даже в условно-продвинутых источниках меня стало подташнивать. Так что этот пост не претендует на медицинскую информацию, а скорее предлагает альтернативную нормативной идеологическую рамку для понимания, что такое вагинизм.
Для начала – золотое правило: боли во время секса быть не должно. Ради садомадохизма и персональных кинков добавим оговорку: «если вы этого не хотите». В рамках нашей темы – вагинальное проникновение не должно быть болезненным. Даже в первый раз. И в сто первый. Боль – сигнал о проблеме. Проблема может быть в недостатке смазки, в недостаточной подготовке, в физиологии, в здоровье, в отношениях или в обществе, которое требует от вашей сексуальности соответствия условной норме.
Тем не менее, вагинальное проникновение бывает болезненным. Учитывая культуру, в которой мы живем, это считается практически нормальным для девушек, особенно в первый раз. Из-за нехватки информации, с одной стороны, и распространенных верований, что боль – это нормально, или это вина самой женщины, многие женщины живут годами, иногда всю жизнь, считая, что секс – это больно, но иначе никак. Так вот, общество врёт.
На уровне физиологии вагинальное проникновение может быть болезненным по ряду причин, среди которых самые распространённые: недостаток смазки (сухость); раздражение, вызванное инфекцией вагины, вульвы и/или матки; кисты, миомы и другие заболевания; а также такие состояния, как вульводиния (хроническая боль в области вульвы неопределимого происхождения) и вагинизм, про который и пойдет речь в этой статье.
Вагинизмом называется невольное судорожное сокращение мышц вагины и тазового дна при введении объекта, которое делает проникновение невозможным, крайне затрудненным и/или болезненным.
Это относится к любому проникновению, в частности, введению пальца, тампона или инструментов на гинекологическом осмотре. В разных случаях возможна разная реакция на разные объекты, и разная степень реакции (есть люди, которые реагируют на любой объект, или только на определённые; вагина может закрываться полностью или просто отзываться болью и т.д.).
Вагинизм может проявиться при первой попытке введения объекта или при первой попытке секса с вагинальным проникновением. В медицинской литературе вагинизм, проявившийся «до начала половой жизни» (что часто интерпретируется как «до первого коитуса», потому что всё остальное «не считается»), называется первичным. Вторичным называют вагинизм, проявившийся уже после «начала половой жизни», обычно в результате физической или психической травмы (например, родов или насилия).
Вагинизм: причины
Предполагается, что вагинизм может в ряде случаев быть следствием воспаления или инфекции, но в большинстве случаев причины психогенные. Канадские врачи, например, утверждают, что это «условный рефлекс», как моргание в ответ на попадание чего-то в глаз, и можно «отучиться» с помощью простых упражнений. Когда я гуглила вагинизм в рунете, то российские врачи психо-профессий утверждали в основном, что женщина «просто» не доверяет партнёру, или миру, и ей надо «просто» научиться доверять. Как будто это так просто.
Иногда вагинизм также связывают с «сексуальным неуспехом» партнёра с пенисом – в смысле, у него что-то не получалось, и вагина зажалась в ответ. Важно понимать, что вагинизм может проявиться без очевидной причины. А также, что ни одна причина не должна считаться серьёзнее, «настоящее» и важнее другой.
Секс без боли: что не так с общественной точкой зрения на вагинизм?
Вагинизм – гетеросексуальная проблема
Практически вся литература, а также процессы диагностики и лечения рассматривают гетеросексуальную женщину, которая стремится обрести способность к коитусу – даже не для себя, а для мужчины-партнёра, имеющегося или потенциального. При этом автоматически предполагается, что
Хотя, вероятно, большинство обращающихся к врачу с этой проблемой действительно ставят вопрос именно так, нигде в медицинской литературе не предполагается выяснение того, действительно ли пациентка хочет коитуса, или считает себя обязанной его хотеть под давлением партнёра или общественных представлений о том, что такое «настоящий» секс.
Разумеется, отдельные сложности возникают у людей с вагинизмом в отношениях с партнёром/партнёрами. Мы живем в обществе, где под сексом по умолчанию подразумевается проникновение пениса в вагину (или то, что можно к этому максимально приравнять). Поэтому, скажем, цис-женщины, встречающиеся с цис-мужчинами, вынуждены искать способы объяснить партнёру, почему «настоящий секс» в меню не предусмотрен, и морально готовиться не только к разрыву, но и к насмешкам или другим реакциям, усиливающим стигму «со мной что-то не так».
Или не говорить ничего – многие женщины занимаются сексом с партнёрами через боль, даже всю жизнь, поскольку в обществе распространено мнение, что секс может быть болезненным для женщин и это нормально, некоторые действительно считают, что иначе не бывает. Даже в XXI веке.
Подобные ситуации возникают и в не-гетеронормативных отношениях. Даже самые, на первый взгляд, понимающие партнёры могут интерпретировать продолжающийся вагинизм как то, что они непривлекательны или недостаточно любимы. Поэтому ещё раз подчеркну: вагинизм не связан с привлекательностью партнёра, силой чувств и тому подобным. Не верь тем, кто пытается тебя в этом убедить.
Вагинизм стигматизируется
Общество довлеет идеями, что «женщина, которая не может удовлетворить мужчину – не женщина», «мужчине нужен секс, и под сексом мы понимаем введение пениса в вагину», а также «надо бороться со страхами/ комплексами/ недоверием к мужчинам». Не-женщин с вагинами и женщин, которые мужчинами не интересуются, в основном дискурсе о вагинизме как бы нет, потому что предполагается, что «нет мужчины – нет проблемы». В любом случае, вагинизм сопровождается определенной социальной стигмой: «с тобой что-то не так», причём в том, что считается центральным для женской идентичности, или для сексуальной идентичности человека.
Всё вместе: ощущение боли или страх перед ней, сложности в ситуациях, которые кажутся простыми и естественными для других, напряжение в отношениях с близкими, сомнение в принятии партнёра, давление общества и воспитанные им тараканы в голове – запускает у многих людей с вагинизмом цикл стыда и вины, который невыносим сам по себе и к тому же усугубляет имеющиеся проблемы.
Вагинизм: лечение
Самые распространённые методы лечения вагинизма включают: лечение инфекции и воспаления, если таковые наблюдаются, упражнения Кегеля и тренировки с вагинальными расширителями и психотерапию. В зависимости от индивидуальной ситуации, все эти методы могут оказаться полезны или бесполезны.
С другой стороны, многие врачи не спешат ставить этот диагноз, или даже признавать его как возможный. Пациентки нередко описывают такие реакции врачей, как «продолжайте пробовать, со временем привыкнете» (женщине положено терпеть), «вы просто слишком напрягаетесь» (как бы в этом и проблема?), «надо больше прелюдии и смазки» (видимо, для тампона и гинеколога тоже), «это у вас от комплексов» и даже «после родов пройдет». Если пациентка не находится на момент обращения в стабильных гетеросексуальных отношениях, всё становится ещё веселее, потому что добавляется «надо просто найти правильного мужчину».
Часть причин и часть методов лечения – физиологические (упражнения Кегеля, расширители) и находятся в ведении гинеколога; а другая часть - в ведении психотерапевта. Начинается путь к диагнозу всё равно с гинеколога (и для многих там же заканчивается) не потому, что терапия не нужна, а потому, что между врачами разных специальностей далеко не всегда работа налажена; в частности, в области проблем с сексуальностью гинекологи и урологи нередко недооценивают и даже игнорируют психотерапию. Или берут работу психотерапевта на себя.
3. Если, прочитав пункт 2 этого списка, ты пришла к выводу, что лечиться надо или хочется, то выбор, повторюсь, в основном между физическим подходом – упражнения Кегеля и расширители – и психотерапией. Их можно сочетать. Вдаваться в подробности дальше я не буду, потому что, несмотря на мой скепсис по отношению к врачам в вопросе вагинизма, я не хочу советовать обходиться без них, а поиск подходящего специалиста и выбор терапии – дело индивидуальное.
Тема вагинизма (а особенно его подвида «диспареунии»: когда проникновение возможно, но стенки сжимаются и ощущения болезненны) шокирующе актуальна. На моих приёмах очень многие женщины говорят о боли во время секса. При этом сами девушки такую ситуацию часто не считают проблемной. Женщины говорят об этом вскользь, как будто это самая естественная вещь на свете: «Секс болезненный, месячные болезненные, про роды и говорить нечего». Словно бы всё, что связано с сексом, обязано причинять боль женщине, а то получится, что она «из этих», т.е. лёгкого поведения. Что касается их мужчин-партнёров, то они либо не обращают внимания, либо наоборот, восхваляют свою кукурузину за нечеловеческие размеры. Мужчинам в целом хотелось бы, чтобы у женщин с сексом было попроще.
Обычно пациенток с вагинизмом ко мне отправляют гинекологи после того, как убедились в том, что с физиологической точки зрения у этих девушек всё в норме. И мы работаем в поле психологии: психоанализ, арт-терапия, телесные методы. В зависимости от случая. Чаще всего находим травму, которая запустила симптом. Причём, когда после 10-го сеанса я говорю: «Так вот оно! Нашли!». Мне говорят: «Ой, да это ерунда, не думаю, что это связано. Ну да, насиловал. Ну да, придушил чуть-чуть. Ну не убил же...».Насчёт гинекологических методов лечения вагинизма: не могу сказать, что я все их одобряю. В частности, уколы ботокса – это же то, что вызывает онемение. Ну и что она там будет чувствовать, о каком удовольствии от секса может идти речь? Моё мнение: конечно, всё зависит от человека, но если можно улучшить ситуацию только методами терапии, то лучше избежать инвазивного вторжения.
Читать также:
Комментарии